Квалифицированная ЭЦП для торгов
Для начала, необходимо решить в каких закупках планируется участие, и на каких торговых площадках. Это поможет определиться с видом подписи. При этом лучший вариант — обратиться за выпуском ЭЦП в аккредитованный удостоверяющий центр (список можно посмотреть на сайте Минкомсвязи). Необходимо также учитывать, что площадки по 223-ФЗ принимают сертификаты ключей только тех удостоверяющих центров, которые прошли регистрацию на них в качестве специализированных организаций.
Чтобы получить электронный ключ для участия в торгах, цена и сроки изготовления которого удовлетворяют запросам поставщика, для начала проанализируйте условия удостоверяющих центров. Средний срок изготовления ЭЦП для торгов составляет 2 дня, при цене ключа от 3 000 до 8 000 рублей в зависимости от вида. За дополнительную плату предусмотрено ускоренное изготовление в течение нескольких часов.
ЭЦП выдается в виде USB-брелока, который называется идентификатор, eToken или RuToken. Для работы также понадобятся определенные характеристики и настройки компьютера, а также специальное программное обеспечение:
- операционная система Windows 7 или выше;
- Internet Explorer 7 или выше (или иной браузер);
- средство криптографической защиты информации CryptoPro CSP 3.6 или выше.
Чтобы проверить, все ли установлено корректно, воспользуйтесь специальными сервисами в разделах для проверки на сайтах торговых площадок или удостоверяющих центров. К примеру, Росэлторг ЭЦП или Контур ЭЦП для торгов.
Электронная подпись для участия в электронных торгах подразделяется на простую и усиленную, которая, в свою очередь, бывает неквалифицированной и квалифицированной (63-ФЗ от 06.04.2011).
Ранее электронные ключи для торговых площадок могли быть неквалифицированными, однако с 01.07.2018 правила изменились, и в соответствии с действующим законодательством о закупках и для поддержки ГОСТ Р 34.11-2012 и ГОСТ Р 34.10-2012, все заказчики и поставщики обязаны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись — УКЭП (ст. 5 44-ФЗ).
Квалифицированная ЭП — это один из ключевых инструментов функционирования системы государственных закупок в целом. Введение УКЭП направлено на сокращение издержек как заказчиков, так и поставщиков, ведь ее применение доступно на всех действующих электронных торговых площадках. Более того, участники торгов смогут использовать КЭП в рамках реализации закупок у МСП по 223-ФЗ, что способствует расширению количества участников. Также с началом применения квалифицированной подписи вводится единый регламент регистрации и аккредитации участников на площадках.
Купить электронный ключ для торгов как таковой нельзя, его можно получить в специальных аккредитованных удостоверяющих центрах, заплатив установленную стоимость. Цена на электронный ключ для участия в торгах варьируется в зависимости от тарифов, принятых в том или ином удостоверяющем центре, сроков изготовления, а также вариантов использования УКЭП (количество электронных площадок и коммерческих сайтов) и начинается от 5000 рублей.
В настоящее время начал функционировать портал заявителя «Формирование запросов на сертификаты» информационной системы «Удостоверяющий центр Федерального казначейства». Это значительно упрощает процесс выдачи сертификатов электронной подписи.
Для того чтобы воспользоваться онлайн-сервисом, пользователю необходимо выполнить следующую последовательность действий:
- Перейти на официальный сайт Федерального казначейства в раздел ГИС — Удостоверяющий центр.
- Настроить свое рабочее место в соответствии с прилагаемой инструкцией, установив «КриптоПро CSP» 4.0 и «КриптоПро ЭЦП Browser Plugin» 2.0.
- Заключить договор присоединения с территориальным органом ФК.
- Получить в ТОФК сертификат ключа подписи и саму ЭЦП и установить его на рабочем компьютере.
- В том случае если пользователь обратился в казначейство за получением УКЭП в первый раз, ему необходимо подготовить регистрационный пакет документов и составить запрос и заявление на получение сертификата.
Алгоритм участия в электронных торгах при реализации имущества организации или предприятия в целом при его банкротстве регламентирован законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Продажа осуществляется путем проведения аукциона на любой из торговых площадок, расположенной в интернете. Конкурсный управляющий заключает договор с выбранной площадкой, зарегистрированной в соответствии с нормами законодательства, и размещает на ней информацию о продаже. Покупатели высылают заявки об участии в торгах с приложением копий уставных документов, а также с указанием цены, за которую они готовы приобрести фирму.
По результатам проведения аукциона выбирается победитель, предложивший наибольшую цену. Все документы, высылаемые участниками сделки, должны быть заверены ЭЦП ответственного лица для его идентификации. Вид ЭЦП для электронных торгов должен соответствовать требованиям электронной площадки, на которой проводится аукцион. Получитьэлектронную подписьдля участия в торгах по банкротству следует в УЦ согласно алгоритму, описанному выше.
Понятие и применение
Все вопросы, связанные с электронной подписью, регулирует 63-ФЗ от 06.04.2011.
Электронная подпись — это цифровой аналог обычной подписи. Она используется, чтобы придать юридическую силу документам, подтвердить авторство и неизменность информации.
Выделяют два вида ЭЦП: простая и усиленная. Вторая в свою очередь подразделяется на усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную.
Подписанный простой ЭЦП документ может быть приравнен к бумажному лишь по договоренности сторон, а в случае с усиленной (квалифицированной), которая генерируется посредством специальных программ криптошифрования, цифровой документ автоматически приравнивается к бумажному. Неквалифицированная по своей силе равна заверению документов печатью, а по принципу действия идентична квалифицированной. Но это менее регулируемый вариант, поэтому ее можно получить в неаккредитованных центрах.
44-ФЗ обязывает вести документооборот только с использованием усиленной неквалифицированной (п.3 ч.1 ст.4 44-ФЗ). Она подходит для участия на всех торговых площадках: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, НЭП, Заказ РФ, Росэлторг, «Российский аукционный дом».
223-ФЗ не закрепляет требования к виду подписи, но обычно торговые площадки, чтобы обеспечить законность и надежность документооборота, выбирают квалифицированный ее вид.
Какие документы понадобятся
Список необходимых для получения сертификата для торгов документов указан в п. 5.2.5 Регламента УЦ ФК № 197 от 31.07.2015. Бюджетному или государственному учреждению необходимо предоставить в Удостоверяющий центр:
- оригинал или заверенную учредителем или нотариусом копию учредительных документов;
- паспорт и СНИЛС заявителя, действующего от имени организации по доверенности;
- заверенную копию документа о госрегистрации организации-заказчика;
- заявление на получение сертификата;
- доверенность на заявителя;
- файл запроса на КЭП на съемном носителе.
Электронная цифровая подпись для торговых площадок — как сделать, где заказать и какие оформить документы на сертификат
Получить ЭЦП — это только половина дела. Чтобы использовать ее в работе, понадобится правильно настроить рабочее место и проверить его. Разберем, как это сделать.
Алгоритм участия в электронных торгах регламентирует закон «О контрактной системе закупок для обеспечения госнужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также закон от «О закупках товаров отдельными категориями юрлиц» 18.07.2011 № 223-ФЗ. Все этапы торгов — от добавления заказа до электронного документооборота (ЭДО) с исполнителем — проходят на специальных торговых площадках в интернете.
ЭЦП для участия в торгах — аналог собственноручной подписи ответственного лица, которая формируется посредством криптографического преобразования информации.
ЭЦП бывает 2 видов: простая и усиленная.
Подробнее о простой ЭЦП можно узнать в материале «Как сделать простую электронную подпись?».
Усиленная электронная подпись для участия в торгах, в свою очередь, может быть квалифицированной и неквалифицированной.
Об их отличиях читайте в статье «Чем отличаются два основных типа электронных подписей?».
Сделать ЭЦП для участия вторгах необходимо усиленную. ПолучитьЭЦПдля участия в электронных торгах необходимо в аккредитованном Минкомсвязью удостоверяющем центре (УЦ).
ВНИМАНИЕ! Для работы с аукционами по 44-ФЗ сертификат ключа проверки ЭЦП следует получать в территориальном отделе Федерального казначейства.
Документы дляЭЦП для торгов (для изготовления сертификата) в УЦ следует предоставить следующие:
- Выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) с датой оформления не более месяца на день передачи документа.
- ИНН, ОГРН (для юрлиц).
- Приказ о назначении ответственного лица на должность (подтверждающий право получения и использования соответствующей ЭЦП).
- Копия СНИЛС и первая страница и страница с регистрацией из паспорта лица, на чье имя будет оформляться подпись.
- Иные документы по запросу УЦ.
Как настроить рабочее место
Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу заказчика в личном кабинете ЕИС и избежать в дальнейшем ошибок при размещении сведений, пользователю надлежит провести работы по установке соответствующего компонента (плагина) и настройке рабочего места.
Установить данный плагин можно только на операционных системах Microsoft Windows XP / 2003 / Vista / 2008 / W7 / 2008 R2 / W8 / 2012 / W8.1 / 2012 R2 / W10, Linux, Apple MacOS. Для работы в ЕИС пользователю необходимо применять браузер версии 8 и выше.