Ключ электронной подписи: что это и как получить

Ключ электронной подписи: что это и как получить Электронная цифровая подпись

Ключ проверки электронной подписи: что это такое

Электронно-цифровая подпись — это информация в электронной форме (п. 1 ст. 2 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ), которая может дополнять тот или иной файл в целях удостоверения его авторства, а также подтверждения факта отсутствия изменений в данном файле после его подписания. Программная оболочка, посредством которой генерируется соответствующая информация, формирует электронный ключ.

Изучим их специфику.

Открытый и закрытый ключи создаются с помощью специальных криптографических приложений. Располагаются они на особом носителе — хорошо защищенном от несанкционированного копирования данных аппаратном модуле (например, устройстве типа eToken). Пользоваться им может только человек, имеющий правомочия в части подписания тех или иных файлов.

Криптографические приложения, с помощью которых осуществляется пользование ключами ЭЦП, выдаются специализированными удостоверяющими центрами. Многие из них аккредитованы Минкомсвязью и уполномочены к выдаче ключей для квалифицированной электронной подписи — соответствующей государственным стандартам в части обеспечения защиты информации.

Ключ электронной подписи: что это и как получить

ЭЦП, выданные неаккредитованными УЦ, могут быть использованы в частных правоотношениях — например, при организации обмена документами внутри предприятия или между фирмами.

Сама ЦП — это лишь реквизит документа. Не стоит путать ЭЦП с такими понятиями как сертификат ЭП, ключевой носитель, лицензионный ключ.

Сертификат ключа проверки ЭП  — документ, свидетельствующий о принадлежности ЭЦП ее законному владельцу. Представлен в бумажном либо электронном виде и выдается вместе с ключевой парой в УЦ. А поскольку сегодня практически везде используется КЭП, а для ее подтверждения необходимо получать квалифицированный сертификат, выдаваемый аккредитованным УЦ или органами исполнительной власти, имеющими данные полномочия, обычный документ для НЭП утратил свою силу.

Сертификат содержит ключ проверки, сведения о его владельце, периоде действия (дата «от» и «до») и другие, не менее важные, данные. Этот документ выдают на 12 месяцев. По истечении указанного периода владельцу ЭП следует обратиться в УЦ, чтобы заказать новый комплект ключей вместе с сертификатом.

Преимущества

Хранение ключа электронной подписи в сервисе обеспечивает следующие преимущества:

  • мобильность: можно подписывать документы и отправлять регламентированную отчетность с любого компьютера, подключенного к Интернету;
  • легкое начало работы: не требуется установка криптосредства на компьютере пользователя и дополнительная настройка;
  • гибкость: можно работать через любой браузер, поддерживаемый платформой «1С:Предприятие», под управлением любой операционной системы (Windows, Linux, Mac OS);
  • безопасность: отсутствует риск компрометации ключа электронной подписи в случае потери носителя.
Читайте также:  Настройка ЛК ФНС для Крипто-Про CSP

Что представляет собой носитель ключа электронной подписи

Как мы уже говорили, ключ электронной подписи выдает любой аккредитованный УЦ. Их список размещен на сайте Минкомсвязи. Также вы можете ознакомиться с ними в реестре на сайте Федеральной налоговой службы. Сфера изготовления ЭЦП довольно узкая, поэтому стоит связаться с экспертом, который поможет выбрать подпись в соответствии со стоящими перед вами задачами.

Перед выбором оцените уровень взаимодействия службы технической поддержки с клиентами. Проверьте оперативность реагирования на заявку — отправьте ее на e-mail техподдержки и проанализируйте, сколько времени ушло на рассмотрение письма. Если вам пришлось долго ждать обратной связи (звонка или ответа на электронную почту), откажитесь от получения услуг в этом УЦ, поскольку при дальнейшей работе с ЭЦП могут возникнуть проблемы или вопросы, требующие быстрого решения. Например, при торгах нередко счет идет на минуты, а значит вы не можете позволить пропустить тендер из-за медлительной работы службы техподдержки.

Также оцените, насколько развернутый и понятный ответ дали сотрудники техподдержки. Менеджер должен быть профессионалом в этой сфере. Не все пользователи могут легко разобраться в технических нюансах работы с ключом, например, с установкой и дальнейшим применением ЭЦП, а также прохождением аккредитации, участием в аукционах по банкротству (если того требует деятельность). Важно, чтобы специалист удаленно смог помочь выполнить все операции удаленно или выехать на предприятие.

Для регистрации компании на сайтах госуслуг нужно оформлять сертификат ключа ЭЦП на руководителя предприятия, указанного в выписке из ЕГРЮЛ, а для участия в торгах — на доверенное лицо (при наличии доверенности).

Не забудьте убедиться в наличии лицензии ФСБ на работу с криптографией. Получение ЭП — это услуга, для оказания которой владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи придется предоставить свои личные данные. Уточните список  документов у специалиста.

Читайте также:  Как установить сертификат ЭЦП на компьютер: инструкция по установке электронной подписи

Законодательством постоянно вносятся изменения и ужесточаются правила аккредитации. Рекомендуем выбирать крупные проверенные УЦ.

Изготовим ЭЦП нужного вида. Поможем установить и настроить в день подачи заявки!

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Закрытый ключ ЭЦП — это что за инструмент

Под закрытым ключом электронной подписи понимается, в свою очередь, последовательность символов, посредством которых осуществляется непосредственно подписание файла и удостоверение его авторства и целостности (п. 6 ст. 2 закона № 63-ФЗ). Доступ к закрытому ключу имеет только автор файла (или уполномоченное на работу с данным файлом лицо).

Открытые и закрытые ключи электронной подписи связаны между собой: проверить корректность ЭЦП, сформированной с помощью закрытого ключа, можно только с помощью соответствующего ему открытого ключа. То есть у них должен быть общий производитель (таковым может быть удостоверяющий центр).

Отправка отчетности

При хранении ключа электронной подписи в сервисе отправка регламентированной отчетности выполняется следующим образом:

  1. Сформируйте регламентированный отчет (налоговую декларацию, отчет в пенсионный фонд и т. п.).
  2. При просмотре отчета выберите команду отправки отчетности. Например, для налоговых деклараций это будет кнопка Отправить.
  3. В ответ на выведенный запрос подтвердите, что отчет заполнен полностью и корректно, и вы хотите его отправить.
  4. На номер мобильного телефона вам будет отправлено SMS-сообщение с паролем.
  5. Введите полученный пароль в поле для ввода пароля и нажмите кнопку OK.
  6. При правильном вводе пароля отчетность будет подписана хранящейся в сервисе электронной подписью и отправлена по назначению. Будет выведено сообщение Отчет отправлен.

Более подробно процесс формирования и отправки отчетности описан в статье по ссылке.

Как изменить номер телефона, на который высылается пароль

Иногда требуется сменить номер телефона, на который высылаются SMS-сообщения с паролями для использования электронной подписи. Например, это необходимо, если телефон утерян или если сотрудник, которому принадлежит телефон, ушел в отпуск, уволился или переведен на другую работу.

О том, как сменить номер телефона, на который высылаются пароли для использования хранящейся в сервисе электронной подписи, рассказано в статье по ссылке.

Читайте также:  Какие нюансы учесть в 2022 году

О других изменениях настроек подключения к «1С-Отчетности» рассказано в статье по ссылке.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий